Friday, August 28, 2015

Приветствие солнцу, часть 1: тадасана (перевод)

Пожалуй, во всем многообразии стилей йоги самое неизменное – это приветствия солнцу. Конечно же, тут тоже есть варианты, но более или менее во всех стилях делают что-то в этом роде. Заставляя тело принимать всевозможные положения (ну разве что кроме скруток), приветствия солнцу наполняют движением все суставы.

Как раз такая «универсальность» в том или ином виде меня всегда интриговала, и уже не раз на пути йоги мне хотелось понять суть этого действия: зачем мы приветствуем солнце? Обычно слово «сурья» переводится как «солнце», но еще это бог Сурья в колеснице, источник жизни и здоровья.

suraya on chariot
Бог Сурья в колеснице
А если копнуть еще глубже, то приветствие солнцу – это на самом деле поклонение, которое лучше всего делать по 108 раз в день. Тогда уже надо не просто двигаться, но еще и произносить соответствующие мантры (которые можно найти в Википедии).

Увы, я лишь маленький и глупый преподаватель анатомии – что я могу понимать в таких глубоких эзотерических вопросах, не так ли? Солнце – источник жизни на нашей планете; не будь его, здесь была бы лишь темная ледяная пустыня. Точно так же, как я уже говорил, приветствие солнцу состоит из большого количества разных движений, и от этой последовательности происходит множество других поз. Если мы пропускаем эту часть, согласитесь, мы же чувствуем, что тело холодное и жесткое.

Еще, с моей точки зрения, приветствия солнцу важны тем, что в них есть виньяса. Какой бы мы вариант ни выбрали, дыхание всё равно будет связано с движением. Кстати, буквальный перевод слова «виньяса» напоминает о сути сурья намаскар: «ви» значит «идти, двигаться, порождать, начинать с чего-либо», а «ньяса» переводится как «класть, сажать (растение), простираться». Так что можно было бы перевести это слово как «движение в простирании».

Ладно...вы, наверное, ждете, когда я наконец заговорю об анатомии. В этих статьях, посвященных приветствиям солнцу, я собираюсь разбить последовательность на составные части и изучить, что в каждой из них стоит (или не стоит) делать и почему. Ну и как всегда, за вами остается право приводить аргументы в пользу любой точки зрения. Я просто делюсь наблюдениями.

Тело в действии

Больше всего мне в приветствиях солнцу нравится, что тело почти всё время в движении. Конечно, на занятиях мы часто обсуждаем работу тела и в статичных позах, но, мне кажется, она намного ярче проявляется, когда мы видим, как всё взаимодействует.

Во время приветствия солнцу можно наблюдать шаблоны движения, незаметные в статичном положении. Но и наоборот: замершее в одной позе тело показывает вещи, которые не видны в движении!

Я часто наблюдаю, как человек двигается в приветствиях солнцу, и по ходу действия в моей голове возникают разные вопросы. Например:

  • Сколько сил и внимания человек вкладывает в самастхити или тадасану?
  • Когда он поднимает руки, откуда начинается это движение? Если руки разворачиваются, то куда и в какой момент ?
  • Есть ли прогиб, когда человек тянется вверх?
  • Насколько в наклоне бедра уходят назад, за линию щиколоток?
  • Можно ли по этому судить о мышцах задней поверхности бедра?
  • Ноги в наклоне прямые или колени сгибаются?
  • Задействована ли передняя поверхность ног?
  • В наклоне человек подтягивает себя руками или использует сгибатели бедра?
  • За счет чего он поднимает голову?
  • Когда спина прямая, на полу лежат ладони или только кончики пальцев?
  • Где именно находятся ладони?
  • Что человек делает в прыжке или шагая назад: зависает или тяжело приземляется?
  • Плечи остаются впереди или уходят назад – в положение вроде собаки мордой вниз?
  • Получается ли у человека закрепить корпус и плечи в планке или опускаясь в чатурангу?
  • Не перенагружаются ли плечи и запястья при переходе в собаку мордой вверх?
  • При этом позвоночник весь участвует в движении или весь прогиб сосредоточен в пояснице?
  • Компенсируют ли ноги, плечи или шея что-либо в собаке мордой вверх?
  • Откуда начинается движение при переходе из собаки мордой вверх в собаку мордой вниз?
  • Владеет ли человек дыханием? Есть ли задержки дыхания в какие-то моменты?
  • За счет чего он прыгает или шагает вперед?
  • Вес в ногах?
  • Вес в руках?
  • Если он прыгает, то где оказываются плечи?
Дальше первые несколько вопросов в обратном порядке...

Повторяю, я просто автоматически прокручиваю в голове эти вопросы. Ни один из них, конечно, не раскрывает в полной мере сути происходящего. Как раз об этом я и буду писать: приветствия солнцу можно делать не одним способом. К тому же, в зависимости от уровня и возможности ученика, в разные моменты имеет смысл расставлять разные акценты.

Самастхити или тадасана


Ноги

В тадасане или самастхити есть что совершенствовать. Именно из этого нейтрального положения начинаются стоячие асаны – иначе говоря, это общая для них отправная точка. Я знаю, что некоторые преподаватели часами описывают, что именно «надо» чувствовать в этой позе. Я не из их числа, но это не значит, что здесь нечем заняться. Просто я предпочитаю осознавать всё тело в целом.

Скорее, в этом статичном положении у меня есть возможность посмотреть на ученика, на его осанку, чтобы потом в движении пронаблюдать, как правильное или неправильное выстраивание тела проявляется в движении. В зависимости от этого я уже даю те или иные указания.

Обычно в самастхити ноги вместе, а в тадасане – на ширине таза. Казалось бы, всё просто...но нет, не для всех.

Мне встречались люди, у которых ноги изогнуты таким образом, что в положении «ноги вместе» их колени не просто соприкасаются, а, по-хорошему, их надо или сплавить вместе, или скрестить. Их еще называют «Х-образные ноги». Понятно, что для таких людей самастхити немного другое: им приходится ставить ноги чуть шире. А я как-то видел, как такого человека заставляли ставить стопы вместе и слегка сгибать колено, чтобы оно не мешалось!

Продолжая разговор о ступнях: как поставить их ровно? По чему судить: по внешнему или внутреннему краю стопы?

Если выравнивать внешние края стоп, ставя их параллельно краям коврика, большие пальцы будут вместе, а пятки – слегка врозь. В таком положении бедра вращаются внутрь, а вместе с ними и колени. Кто-то говорит, что это неким образом влияет на мула бандху, но сам я пока этого не наблюдал. Ощущения действительно другие, но, насколько я знаю, анатомического объяснения здесь нет.

А с анатомической точки зрения для меня самое важное, будь то в стоячем положении, во время ходьбы, в асанах и переходах между ними, – это направление коленных чашечек. Почему? А потому что именно колено – самый хрупкий сустав во всей ноге.

Когда нога выпрямлена, стопа поворачивается за счет вращения бедра. А вот если она согнута в колене, то вращение может происходить и в коленном суставе, причем голень тогда остается неподвижной.

Если стопа и бедро направлены в разные стороны, то на колено сразу действует некоторая сила. Мы, конечно, не стеклянные, но всё же со временем напряжение может скапливаться. Так что если вам кажется, что стопа стоит не так, или просто хочется её переставить, помните о всей ноге, а не только о нижнем конце.

Таз

Очень важным считается положение таза, когда человек стоит прямо, то есть в самастхити или тадасане. Мне лично кажется, что вся эта история с подворачиванием копчика в большинстве случаев преувеличена. Да, я понимаю, о чем речь, но вряд ли исходно имелось в виду то примитивное движение, которое люди обычно делают.

Для начала надо посмотреть на конкретного человека, на строение его тела. Безусловно, у кого-то таз слишком сильно наклонен вперед и вниз. «Слишком» – это значит, что перед нами неправильный шаблон, и, возможно, он связан с еще какими-то проблемами. В таких случаях надо воздействовать на ряд тканей. чтобы таз встал правильно. И да, этим людям как раз стоит просто подворачивать копчик или толкать лобковую кость вверх.

Но если таз исходно не отклонен вперед, тут нужно не такое явное движение – идея в том, чтобы постепенно включать тазовое дно. Это непосредственно влияет на положение копчика, и наклоняется уже не столько таз, сколько крестец. Если вам интересно узнать, как двигается крестец, можете прочитать написанную некоторое время назад статью про нутацию и контрнутацию, а так же комментарии к ней.

Это более тонкое движение придает телу устойчивость, столь необходимую и в самастхити, и в тадасане.

В завершение

Во второй статье про приветствие солнцу мы внимательнее рассмотрим, как руки поднимаются над головой. Звучит просто, да? Я опишу способ подъема рук, который мне кажется самым простым и эффективным.

А сколько разных вариантов видели вы?

Продолжение следует...

Автор: Дэвид Кейл








No comments:

Post a Comment